Руководителям организаций, выполняющих сварочные работы на технических устройствах опасных производственных объектов, Главным сварщикам.
Обращаем Ваше внимание на то, что в нескольких регионах РФ Ассоциацией специалистов «Независимой аттестации контроля сварки ЦНИИТМАШ» осуществляется деятельность по аттестации сварочного производства на опасных производственных объектах, противоречащая требованиям законодательства Российской Федерации.
В целях недопустимости необоснованной интерпретации действующих правовых норм и исключения проблем, связанных с последствиями неправомерного допуска к выполнению сварочных работ на опасных производственных объектах, направляем Вам информацию, основанную на действующих обязательных требованиях.
1. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2025 года № 37 определен конечный перечень нормативных правовых актов в области аттестации сварочного производства, подлежащих обязательному применению на территории Российской в срок до 01 марта 2026 года:
— ПБ 03-273-99 «Правила аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства»;
— РД 03-495-02 «Технологический регламент проведения аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства»;
— ПБ 03-614-03 «Порядок применения сварочного оборудования при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств для опасных производственных объектов»;
— ПБ 03-615-03 «Порядок применения сварочных технологий при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств для опасных производственных объектов».
Перечисленные акты определяют:
— организационную структуру систем аттестации персонала, оборудования, технологий сварочного производства;
— функции и полномочия структурных элементов;
— порядок проведения процедур аттестации;
— порядок наделения юридических лиц полномочиями по проведению аттестации.
Основным структурным элементом систем аттестации персонала, оборудования, технологий сварочного производства определен «Национальный Аттестационный Комитет по сварочному производству», единственным правопреемником которого является СРО Ассоциация «НАКС» (Факт данного правопреемства оформлен документально и подтверждён Решением Арбитражного суда города Москвы по делу от 10 июня 2016 года № А40-81018/16-5-681).
Одной из основных функций СРО Ассоциация «НАКС» является проверка юридических лиц и наделение их полномочиями по проведению аттестации.
Перечень юридических лиц, уполномоченных на проведение аттестации (аттестационных центров), как и перечень исключенных юридических лиц, в соответствии с требованиями указанных нормативных актов размещен в Реестрах аттестационных центров на официальном сайте СРО Ассоциация «НАКС» (naks.ru).
Ни одна из организаций, входящих в состав Ассоциации специалистов «Независимой аттестации контроля сварки ЦНИИТМАШ» не имеет полномочий по проведению аттестации сварочного производства для выполнения сварочных работ на объектах, поднадзорных Ростехнадзору и осуществляет свою деятельность исключительно в качестве органа по сертификации системы добровольной сертификации.
2. Действующим законодательством в сфере промышленной безопасности не предусмотрено проведение аттестации органами по сертификации систем добровольной сертификации.
Данная позиция неоднократно и однозначно разъяснялась Ростехнадзором (№214-1172 от 15.03.2024, №09-03-07/2789 от 21.04.2023, №09-03-07/3139 от 18.05.2022):
— проведение аттестации сварочного производства органами систем добровольной сертификации законодательством в области промышленной безопасности и в области технического регулирования не предусмотрено;
— организационно-правовая форма ООО «АЦ ЦНИИТМАШ» не соответствует требованиям пункта 2.3 ПБ 03-273-99, оно не является правопреемником «Национального аттестационного комитета по сварочному производству», не входит в структуру предусмотренной положениями ПБ 03-273-99 системы аттестации в качестве аттестационного центра и осуществляет свою деятельность исключительно в качестве органа по сертификации. В соответствии со статьей 21 Федерального закона № 184-ФЗ добровольная сертификация осуществляется с целью оценки соответствия документам по стандартизации, системам добровольной сертификации и условиям договоров. По итогам сертификации орган по сертификации вправе выдавать только сертификаты соответствия;
— правовые основания применения в рамках системы аттестации сварочного производства на опасных производственных объектах, поднадзорных Ростехнадзору, результатов деятельности органов по сертификации, в том числе ООО «АЦ ЦНИИТМАШ», отсутствуют.
Подмена проверки соответствия обязательным требованиям РФ в порядке, установленном вышеперечисленными нормативными правовыми актами (аттестации), добровольным подтверждением соответствия в порядке, установленном правилами добровольной системы сертификации, является недопустимой.
Результаты добровольного подтверждения соответствия не являются основанием для допуска к сварочным работам на объектах, поднадзорных Ростехнадзору.
3. В целях регулирования деятельности по аттестации персонала, оборудования, технологий сварочного производства, учета и подтверждения результатов проведенных аттестаций, а также учета юридических лиц-аттестационных центров, допущенных к проведению аттестаций, пунктом 30 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности (утв. Приказом Ростехнадзора № 519 от 11 декабря 2020 г.) установлены обязательные требования к верификации результатов проведенных аттестаций со сведениями реестров, адреса которых размещены на официальном сайте Ростехнадзора.
Требование о верификации сведений документов об аттестации с данными реестров, адрес которых размещен на официальном сайте Ростехнадзора, является неотъемлемой частью обеспечения промышленной безопасности, поскольку исключает допуск организаций к выполнению сварочных работ по поддельным документам и не допускает проведения аттестаций организациями, не подтвердившими свои компетенции в установленном Законодательством РФ порядке.
4. Игнорируя всё вышеперечисленное, Ассоциация специалистов «Независимой аттестации контроля сварки ЦНИИТМАШ» в целях подтверждения правомерности собственных действий недобросовестно оперирует не вступившим в силу решением Арбитражного суда города Москвы от 27.11.2024 по делу № А-40-151057/2024.
Согласно требованиям статьи 180 АПК РФ «в случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции». На указанное решение суда в установленный законом срок подана апелляционная жалоба (зарегистрировано в системе «Электронное правосудие» в 16.45 13.12.2024) с требованием о пересмотре вынесенного решения на основаниях, перечисленных в статье 270 АПК РФ:
— неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела;
— неправильное истолкование закона;
— принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Кроме того, вынесенное решение Арбитражного суда города Москвы от 27.11.2024 по делу № А-40-151057/2024 прямо противоречит требованиям Главы 34. «Производство в арбитражном суде апелляционной инстанции» Раздела VI. Производство по пересмотру судебных актов арбитражных судов», поскольку неправосудно отменяет решение суда равной инстанции — Арбитражного суда города Москвы по делу от 10 июня 2016 года № А40-81018/16-5-681, следовательно, имеются все основания для пересмотра или отмены решения Арбитражного суда города Москвы от 27.11.2024 по делу № А-40-151057/2024
Ассоциация специалистов «Независимой аттестации контроля сварки ЦНИИТМАШ» не имеет юридически значимых подтверждений правомерности своей деятельности по аттестации сварочного производства.
Принятие решений о допуске к выполнению сварочных работ на объектах, поднадзорных Ростехнадзору, на основании результатов добровольного подтверждения соответствия, выданных органом системы добровольной сертификации Ассоциации специалистов «Независимой аттестации контроля сварки ЦНИИТМАШ», противоречит действующим нормам законодательства Российской Федерации.
Просим учесть приведенную информацию в Вашей работе.
Приложения:
1.Постановление Правительства Российской Федерации от 24 января 2025 года № 37.
3.Письмо Ростехнадзора № 09-03-07/3139 от 18.05.2022 г.
4.Письмо Ростехнадзора № 09-03-07/2789 от 21.04.2023 г.